Места, куда «ни проехать, ни пройти» есть всюду, не только в глубинке. А бывает просто НАДО! Или просто очень ХОЧЕТСЯ! Причем, быстро, да еще и с оборудованием или жизненно важным грузом. Конечно, в этих случаях обычно выручает вертолет, а бывает, и вездеход. Но и вездеходы такие разные, а вертолеты такие дорогие...
Сама Природа проложила во многие труднодоступные места естественные водные дорожки, да еще и всевозможных топей и хлябей предостаточно. Испокон веков служили они и летом и зимой. Увы, времена неспешных поездок на гужевой тяге или легких челноках канули.
Современный интенсивный образ жизни многое изменил и в наших представлениях. Доказано неоднократно, что наилучший вид транспорта для круглогодичной эксплуатации на акваториях, судоходность которых вызывает сомнения – амфибийные суда на воздушной подушке. Потребность в них просто неоценима. Однако до настоящего времени они все еще «экзотика» на наших водоемах. Несмотря на то, что в СССР накоплен огромный опыт создания СВП для гражданских и военных целей. Этот опыт, современные материалы и технологии являются новой основой для создания нового поколения малых амфибийных качественно нового уровня эффективности. Явная потребность вызвала к жизни уже несколько предприятий и их изделий в жанре малых амфибийных аппаратов на воздушной подушке. Причем, появляются и развиваются новые типы, реализация которых ранее была невозможна. Естественно, среди предлагаемой техники есть и относительно удачные модели, и такие, что вызывают недоумение. В частности, мало какие аппараты претендуют на название «судно», хотя их создатели и называют их «катерами». Явно, новым фирмам не хватает опыта, но их продукция уже востребована и работает.
Коллектив, который сегодня собран в фирме «Анкер» имеет за плечами уже 25 летний стаж в судостроении и, в частности, создании малых амфибийных катеров на воздушной подушке с автомобильными двигателями, но и реализацию 5 проектов, каждый из которых имел опережающие технические решения. К сожалению, эта тематика противоречила распределению обязанностей предприятий Минсудпрома.
Теперь, в новых условиях, шестым катером этого коллектива стал проект амфибии, опирающийся как на современные ресурсы и потребности, так и на многолетнюю практику. Катер создан в инициативном порядке.
Этот опытный малый амфибийный катер на воздушной подушке, имеющий пока только шифр АТП-5, может быть назван «концепткрафтом», то есть натурной моделью-прототипом нового поколения амфибийных и всесезонных плавсредств, актуальных в РОССИИ. Цели создания опытного катера включают:
1. Отработка комплекса новых и патентоспособных технических решений, направленных на повышение эксплуатационных качеств, технологичности, снижение себестоимости, увеличение эффективности МАКВП.
2. Демонстрация, реклама, обеспечение обратной связи с кругом потенциальных потребителей и уточнения потребности и технических требований к изделию.
К особенностям катера можно отнести:
· Катер, в первую очередь создавался как судно, а не как экзотический аппарат. В максимальной степени учтены требования безопасности, предъявляемые органами надзора (ГИМС) и обусловленные «хорошей морской практикой». Применение корпуса с надувным бортом гарантирует выполнение требований к кораблестроительным качествам, безопасность эксплуатации. Надежность эластичного корпуса усиливается дополнительно двухъярусным надувным бортом.
· Авторы разработки – тоже люди. На катере предусмотрен просторный салон с сиденьями, трансформируемыми, по желанию, в 1, 2, 3 полноразмерных спальных места. На площадке 1,85 х 2.0 м, впрочем, могут спать и больше людей, но с меньшими удобствами. Автомобильная печка обеспечивает отопление и обдув лобового стекла.
· Возможна перевозка до 2-х человек в положении «лежа», в том числе на носилках
· Этот опытный экземпляр создан как вариант открытой модульной технической системы, что обеспечивает самостоятельное развитие и изменчивость функционально замкнутых модулей подсистем. В свою очередь, это качество создает наиболее полную возможность проведения испытаний и, в дальнейшем, снижение себестоимости, повышенные технологичность производства за счет его организации как сборочного производства верфи из максимально готовых единиц – модулей и способность к модификациям и модернизации в целях наиболее полного соответствия требованиям сферы эксплуатации.
· Отечественный серийный автомобильный двигатель установлен в целях упрощения обслуживания и снабжения запасными частями, повышения ремонтопригодности, снижения начальных и эксплуатационных затрат. Мотор от «Нивы» выбран не столько как лучший, сколько как вполне обеспеченный сервисом на территории страны. Возможны модификации по типу двигателя и агрегатной мощности. В частности, замена на близкий отечественный или импортный аналог в целях адаптации к иным инфраструктурам эксплуатации или повышения полезной отдачи судна.
· Основные материалы, комплектующие и технологии – широкодоступны кроме оригинальных узлов движителя и трансмиссии. Их сервис будет осуществляться фирмой – изготовителем катера.
· Гибкое ограждение ВП оригинальной конструкции выполнено из облегченных материалов, стойких к загрязнениям.
· Катер обладает повышенными управляемостью и маневренностью, безопасностью маневрирования, в сравнении с аналогами.
· Обеспечена транспортабельность как в собранном виде, на прицепе за легковым автомобилем, так и в разобранном – вплоть до авиатранспорта.
· В проекте и конструкции катера и его узлов применён ряд патентоспособных технических решений.
В катере удалось реализовать «классическую» схему создания воздушной подушки, обеспечить повышенную, в сравнении с предыдущими моделями и другими родственными типами полезную отдачу. Снижен уровень воздушного шума.
Можно быть уверенным, что эти средства транспорта найдут широкое применение для круглогодичной эксплуатации во всех сферах – от отдыха, туризма до служебного использования. В частности для экспедиционной работы, рыбохраны, МВД, МЧС, ФСБ, для мониторинга всех типов акваторий включая несудоходные, мелководные, загрязненные и заболоченные, в период ледостава и ледохода, а также для проведения операций по эвакуации людей (рыбаков например), со льда водоемов и затопленных несудоходных территорий.
Технические характеристики опытного МАКВП АТП-5
Длина по корпусу, Lк, м - 5,50
Ширина по корпусу, Bк, м - 2,10
Диаметр баллонов борта, Ø, м - 0,40+0,27
Длина по ВП, Lп, м - 5,50
Ширина по ВП, Bп, м - 2,40
Эффективная высота ГО, hго, м - 0,30
Площадь ВП, Sп, м2 - 11,90
Полная масса (водоизмещение) катера, (с 4 чел. на борту) Gп, кг - 1100
Максимальная масса (водоизмещение), (с 6 чел. на борту, «в перегруз»), Gп, кг - 1200
Максимальная штатная грузоподьёмность , кг - 450
Двигатель, тип ВАЗ 21213
Мощность, Nmax , л.с. - 79
Запас топлива, V т, л. - 60
Ожидаемая крейсерская скорость на тихой воде, v км/час - Ок. 45
Ожидаемая максимальная скорость, v км/час - Ок. 55
На льду, v, км/час - до 85
Градиент (отношение максимального упора на швартовах к полной массе катера) - Уточняется
В настоящее время катер успешно прошел первые этапы испытаний, на которых мы не только убедились в правильности выбранного направления работы и дееспособности конструкции, но и поближе познакомились с характером новичка, присмотрелись к узлам, которые можно сделать еще лучше.
На основе опытного МАКВП возможно создание аналогичных судов на воздушной подушке, максимально учитывающих конкретные особенности эксплуатации и пожелания Заказчика.
|