Начиная с середины 90-х годов одним из приоритетных направлений в деятельности нефтяной и газовой промышленности России стало совершенствование и развитие нефте- и газотранспортной инфраструктуры трубопроводных систем, транспортировки продуктов переработки углеводородного сырья и специальных жидкостей.
При этом, одной из сложных технико-технологических задач, с которой приходится сталкиваться при создании новой и совершенствовании существующей трубопроводной инфраструктуры, является преодоление естественных и искусственных препятствий: рек, автомобильных и железных дорог, болот, небольших озер, лесов 1-ой категории.
Как показывает практика, весь потенциал технологии ГНБ задействуется лишь в случае взвешенного и хорошо организованного взаимодействия высокотехнологичного подрядчика, располагающего высочайшим интеллектуальным ресурсом, и производственной компании, оснащенной самой современной специализированной техникой и механизмами.
Очевидно, что факторами, обуславливающими необходимость применения современных технологических методов строительства, стали значительный амортизационный износ существующих магистральных и промысловых трубопроводов, резкое ужесточение экологических требований к транспортным системам, а также массовый ввод в промышленную эксплуатацию сложных геологических объектов, расположенных как в регионах с высокоразвитой инфраструктурой, так и находящихся на значительном удалении от них.
Даже самый беглый анализ уже реализованных и только запроектированных трубопроводных проектов показывает, что несмотря на отличие технико-технологических и организационных мероприятий, большинство из них имеет одну общую и чрезвычайно важную особенность. Трасса трубопроводов пересекает естественные и искусственные препятствия, преодоление которых с использованием традиционных технологий не эффективно, а в ряде случаев просто невозможно!
Существенно, что с точки зрения промышленной и экологической безопасности, аварии, происходящие на подобных объектах, имеют наиболее опасные последствия. В большинстве случаев утечка транспортируемого продукта приводит к значительным и трудно ликвидируемым площадным загрязнениям, взрывам, пожарам, нарушениям транспортного сообщения, энергоснабжения и функционирования предприятий с непрерывным циклом производства, а также целых промышленных регионов. Данное обстоятельство привело к бурному развитию современных технологий сооружения переходов под естественными и искусственными препятствиями, и в первую очередь, технологий горизонтально-направленного бурения (ГНБ).
В настоящее время технология ГНБ получает все более широкое распространение при строительстве и реконструкции трубопроводов благодаря широкому спектру преимуществ по сравнению с технологиями, используемыми ранее. Не останавливаясь на детальных экономических и технико-технологических обоснованиях этих преимуществ, отметим лишь, что основными из них являются:
- уменьшение объемов выполняемых работ при прокладке инженерных коммуникаций под препятствиями и, как следствие, сооружение переходов в чрезвычайно короткие сроки;
- возможность сооружения переходов под дном реки без нарушения судоходства с гарантированным увеличением срока эксплуатации;
- глубокое заложение трубопровода, что является надежной защитой от внешних механических повреждений и исключает опасность обнажения трубопровода при русловых изменениях рек и повреждения его на судоходных участках;
- отсутствие подводно-технических, водолазных, берегоукрепительных и земляных работ, а также утяжелителей и дополнительных устройств для протаскивания труб традиционным способом;
- возможность выполнения строительно-монтажных работ на ограниченных по размерам и площади стройплощадках;
- возможность выполнения работ под действующими транспортными магистралями без их остановки;
- обеспечение в условиях населенных пунктов и инфраструктурных узлов сохранности промышленных и архитектурных сооружений, а также обеспечение сохранности естественного рельефа местности, береговых склонов и водного режима реки за счет исключения подводных, береговых, буровзрывных и других работ, отрицательно воздействующих на речную экосистему и на прибрежный экологический баланс;
- возможность строительства переходов в любое время года;
-увеличение срока службы подводного перехода до 40-50 лет.
Даже этот, далеко не полный список преимуществ метода ГНБ, убедительно свидетельствует о его высокой перспективности. Однако, все же главным преимуществом технологии является ее экологичность.
Уже на этапе проектирования перехода, траектория бурения выбирается таким образом, чтобы трубопровод, например, обходил существующий контур реки и его будущее положение после естественного отклонения русла реки и размыва дна. Используемая техника в сочетании с отработанной технологией ее применения исключает гибель рыб и зоопланктона. Конструкция подземного перехода и используемые материалы обеспечивают высокий уровень экологической безопасности в водоохранной зоне и на береговой полосе, как в процессе повседневной эксплуатации перехода, так и в случае возникновения аварийных ситуаций возле него.
С технической точки зрения, в самом общем случае, строительство переходов с использованием технологии ГНБ можно описать последовательностью трех достаточно «простых» технологических этапов.
Начальным этапом строительства перехода является бурение пилотной (направляющей) скважины. Управляемая буровая головка проходит по криволинейной траектории под препятствием. Ее положение во время бурения контролируется при помощи специального зонда, передающего необходимые управляющие данные на поверхность, где они подвергаются компьютерной обработке. Это позволяет оператору проводить постоянный контроль положения буровой головки и в случае необходимости изменять его.
После выхода буровой головки в расчетную точку осуществляется расширение скважины до необходимого размера. Выбуренный грунт смешивается с буровым раствором и выносится на поверхность, где и утилизируется.
Заключительным этапом строительства является протаскивание в пробуренную и расширенную скважину трубопровода.
Несмотря на неоспоримые преимущества и кажущуюся простоту реализации технологии сооружения переходов на базе горизонтально-направленного бурения, сегодня в России лишь небольшое количество компаний освоили применение технологии. Среди них Консорциум "ТЕМПОБУР", образованный ИПСК "НГС-ТЕМПОБУР" и СП "ВИСМОС".
Накопленный практический опыт сооружения переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия с использованием технологии ГНБ за последние 5-7 лет убедительно свидетельствуют, что наиболее масштабными, а следовательно, наиболее сложными, являются проекты, реализованные ИПСК "НГС-ТЕМПОБУР" и СП "ВИСМОС" в интересах ОАО «АК "Транснефть", ОАО "Газпром", НК "ЮКОС", ОАО «ТНК», ОАО "Башнефть".
Имеются все основания считать, что именно Консорциум "ТЕМПОБУР" является сегодня лидером на обсуждаемом сегменте рынка. Консорциум выполняет полный объем изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ, начиная с выбора трассы трубопровода, перехода и проведения всех необходимых согласований, заканчивая строительством подводных переходов, прилегающей линейной части трубопровода, включая комплектацию объекта.
Очевидно, что наиболее сложные с технической и организационной точки зрения переходы сооружаются при преодолении препятствий магистральными нефте-и газопроводами. Поэтому особый интерес представляют проекты, реализуемые АК "Транснефть".
Не детализируя специфику каждого из них, выделим лишь наиболее общие особенности, характеризующие в целом объемы и сложность их реализации. В частности, такие, как:
- большая протяженость сооружаемых переходов, значительно превышающая, в ряде случаев, 1000 м;
- преобладание по расчетной трассе перехода галечниковых отложений и водонасыщенных грунтов (плывунов);
- необходимость расширения скважины до большого диаметра (до 1800мм);
- потребность в специальных растворах, способствующих тампонированию стенок горизонтальной скважины;
- необходимость строительства подъездных дорог и временных сооружений в сложных геологических и географических условиях;
- продолжительность и масштабность паводков в зоне проведения работ;
- невозможность использования при проведении работ "традиционных" машин и агрегатов и т. д.
Эти и многие другие "мелкие нюансы" сооружения переходов, как например, под такими великими реками Енисей, Обь или Иртыш, обуславливают исключительно высокие требования, которые предъявляются к генеральному подрядчику в ОАО «АК "Транснефть". Организуя выбор исполнителя работ только на конкурсной основе, лидер нефтетранспортного рынка мира не только требует предъявления убедительных доказательств высокой технологичности претендентов, но и надежности, высочайшего уровня технической оснащенности его партнеров, опыта проведения работ в условиях Крайнего Севера и Западной Сибири, разветвленной сети представительств и аналитических центров.
Консорциум, имея высокую степень оснащенности специальной техникой и агрегатами, смог на практике убедительно доказать заказчикам, что располагает не только высочайшим интеллектуальным потенциалом, ориентированным на решение любых возникающих в процессе строительства научных и технологических проблем, но и необходимой "мускульной" силой для реализации даже самых инновационных и сложных технических решений.
В заключение краткого обзора состояния и перспектив развития рынка работ и услуг по сооружению переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия, отметим, что уже сегодня практически все крупные нефтегазодобывающие и нефтегазотранспортные компании России можно уверенно отнести к сторонникам использования технологии горизонтально-направленного бурения. Это обстоятельство позволяет прогнозировать в краткосрочной перспективе динамичное увеличение предложений к тем компаниям, которые способны эффективно и в полном объеме реализовать ее.
Консорциум "ТЕМПОБУР" гарантирует высокую эффективность реализации предложений в полном объеме, особенно при строительстве переходов протяженностью более 1000м, способен обеспечить мировой уровень качества и по интегральному показателю "цена - качество" значительно превосходит своих западных коллег.
Используя самые передовые инженерные и технические решения, Консорциум, кроме непосредственно сооружения переходов, выполняет проектно-изыскательские работы на стадиях ТЭО, рабочей документации, рабочего проекта, организации строительства, берет на себя ответственность за инжиниринговые исследования и размещение заказов, т, е. выполняют все то, что включает емкое словосочетание "под ключ".
|