|
Легендарный Челябинский тракторный завод преодолел глубокий кризис и стал примером удачного партнерства крупного промышленного предприятия и малого бизнеса.
По решению губернатора Челябинской области Петра Сумина 75-летие Челябинского тракторного завода на Южном Урале отпразднуют первого июня, как областной праздник. Почему же круглая корпоративная дата превратилась в региональное торжество, а опыт "ЧТЗ-Уралтрак" стал образцом возрождения разрушенного машиностроительного предприятия.
Город в городе
Гигант отечественного машиностроения Челябинский тракторный завод в годы Великой Отечественной войны называли кузницей победы, а сам город Челябинск - по имени предприятия - Танкоградом. Сегодня "ЧТЗ-Уралтрак" - фактически город в городе, он занимает общую площадь более 270 гектаров. Не удивительно, что в годы заката СССР здесь трудились до 60 тысяч человек. Сколько же южноуральцев прошли через проходную завода за 75 лет его существования, и подсчитать трудно. Но на Южном Урале, да и в соседних регионах практически нет ни одного предприятия, где бы ни работал специалист, в чьей биографии заметен штрих ЧТЗ. В этом списке есть даже видные деятели культуры - известный скульптор Виктор Митрошин, художник-мультипликатор Леонид Шварцман, клоун и киноактер Андрей Жигалов. Трудился на заводе и поэт Михаил Львов. Вот почему ЧТЗ - не просто производственная марка. Часть истории региона, его самый громкий бренд.
На многих российских предприятиях сегодня модно ссылаться и заимствовать заграничный опыт работы с персоналом, элементы западной корпоративной культуры. Кому-то по вкусу немецкая строгость и осторожность, ставка на личную выгоду и индивидуализм, кому-то Япония - где каждый коллектив - дружная семья, поддерживающая определенные ценности. Основываясь на опыте Челябинского тракторного завода уже можно писать научную диссертацию об уникальном уральском опыте управления персоналом. Некоторым ноу-хау позавидуют иностранцы. Например, каждый год в день рождения завода ЧТЗ проводит день открытых дверей: в производственные цеха приходят на экскурсии школьники и даже малыши из детских садов. Дошколята тащут своих мам за руку, чтобы они показали рабочее место отца - пусть даже чумазого, в промасленной робе. Работа на ЧТЗ в Челябинске снова становится предметом гордости. И это не пустое хвастовство: средняя зарплата на заводе достигла уровня 16 тысяч рублей (средняя зарплата по области 11800 рублей), квалифицированные работники получают около 30 тысяч. Как результат, только за прошлый год коллектив предприятия увеличился на 1400 человек. А молодых работников в возрасте до 35 лет стало на 861 больше.
- Все наши сегодняшние достижения мы имеем прежде всего потому, что вернули на заводе весь советский опыт работы с людьми, - признается генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов. - В каждом цехе - доски почета, подводим производственные итоги. Для работников социальный пакет: льготы при покупке путевки на базы отдыха, санатории, детские лагеря. Выплачиваются денежные пособия демобилизованным воинам, молодым специалистам, уходящим в декретный отпуск работницам, мамам, родившим ребенка. Супружеские пары, чьи сыновья и дочери ходят в дошкольные учреждения, могут рассчитывать на ежемесячные выплаты, как и работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Утверждена жилищная программа - помогаем приобрести работникам квартиру с учетом его стажа и заслуг. А то, что на завод идут дети работников - это лучший показатель. Известны примеры, когда отец работает замначальника цеха, его сын - главным инженером. И немало примеров, когда дети уже обогнали своих родителей…
На ЧТЗ трудятся более двухсот династий. Это золотой фонд предприятия. Есть 15 семей, у каждой из которых стаж работы на заводе превышает 100 лет. Например, трудовая династия Текуновых, состоящая из 11 человек, "наработала" 252 года. 40 лет - таков вклад в семейную копилку главы династии Владислава Николаевича Текунова, прошедшего путь от сварщика до заместителя директора прессово-сварочного производства. По стопам отца пошел сын Эдуард, ставший высококлассным электросварщиком.
- Я по профессии шлифовщик-наладчик, - рассказывает 46-летний Николай Минин. (На ЧТЗ он работает 14-й год). - Имею высший, шестой, разряд. На заводе трудятся также жена, дочь и сын. Нам всем небезразлична судьба предприятия. Считаю, и мои близкие согласны со мной, что руководство ведет правильную, взвешенную политику. Моторное производство, где работаю, модернизируется. Мы видим, как быстро и уверенно развивается завод. За три последних года моя зарплата выросла более чем в 2,5 раза. Уверен - перспективы у ЧТЗ хорошие. В завтрашний день смотрю с оптимизмом.
Только в 2007 году Челябинский тракторный потратил на корпоративные социальные программы более 95 миллионов рублей, в 2008 году планируется еще больше - 264 миллиона.
Дежурство у костра
- Когда в 2001 году мы анализировали ситуацию и думали, как обеспечить переход от конкурсного производства к новому "ЧТЗ-Уралтрак", у меня были большие сомнения, что завод сможет работать прибыльно, - вспоминает первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов. - Тогда в это слабо верилось. Но сегодня могу сказать, что завод не сидел на имущественном комплексе, как собака на сене, а нашел эффективный способ его использования - на пользу себе, городу и области…
Весной 1998 года, когда конкурсным управляющим ЧТЗ был назначен Валерий Платонов, коллектив завода уже несколько месяцев был в состоянии бессрочной забастовки. В производственных корпусах отключили за долги телефоны, воду и отопление - люди постоянно жгли костры, только бы сохранить оборудование. Задержка по заработной плате достигала девяти месяцев. Формальная задача конкурсного управляющего была предельно проста: распродать имущество завода - тогда огромный производственный комплекс мог быть продан всего за 3 миллиарда рублей, и расплатиться с кредиторами. Но коллектив согласился потуже затянуть пояса, кредиторы, осознавая, что в очереди на выплату долга они лишь на пятом месте, и есть риск остаться ни с чем, тоже не стали настаивать на немедленной распродаже активов.
И произошло чудо: машиностроительный "Титаник", который, казалось бы, уже наверняка пошел ко дну, вдруг начал оживать. Энергетики, связисты под честное слово Платонова согласились не обесточивать завод - как никак, глупо терять такого серьезного потребителя. Поначалу, после полной остановки производства, заводчане считали за большую удачу, если за месяц удавалось продать сто тракторов. Но уже к 2005 году, когда завершилось конкурсное управление, на ЧТЗ произвели продукцию на 32 миллиарда рублей, с конвейера сошло более 16 тысяч машин, тысячам людей сохранили рабочие места. Предприятие вышло в лидеры отрасли, и сейчас занимает около 70 процентов российского рынка тракторов среднего класса. В 2006 году Минэкономразвития РФ признал Челябинский тракторный одним из лучших предприятий по экспорту в страны СНГ. Традиционными партнерами завода остаются компании 29 стран Ближнего Востока, Африки, Центральной, Юго-Восточной Азии. Бульдозеры "уезжают" в Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Алжир, Индию и Вьетнам, Камбоджу и Монголию, в другие регионы. Вернуть утраченные рынки сбыта было не просто, но руководство предприятия не зря сделало ставку на техническую модернизацию и разработку машиностроительных новинок, которые способны удивить весь мир.
Трактор из пластика
За десять лет на ЧТЗ сконструировали и поставили на конвейер свыше четырех десятков новых серийных моделей. Немногие даже известные мировые компании сумеют похвастаться такой продуктивностью.
- Несмотря на то, что реконструкция еще не завершена, мы сегодня начинаем осваивать широкую гамму техники, - говорит генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов. - В советские годы выпускали "голый трактор", а 72 завода на базе нашего трактора делали бульдозеры, трубоукладчики, погрузчики, буровые установки, машины для ремонта скважин. Но после развала СССР конечную продукцию изготавливаем сами. Освоили производство трех видов колесных фронтальных погрузчиков - это принципиально новая для нас продукция, которую ранее не выпускали. Они были разработаны и поставлены на поток в рекордно короткие сроки. Полтора года от задумки до опытного экземпляра! Через год началось серийное производство. И в течение трех последних лет мы ежегодно запускали новую модель погрузчика. Для машиностроения за полтора года создать новый продукт - это невероятно. Что в Америке, что в Японии, от начала разработки до серийного производства обычно проходит пять-семь лет.
Последняя новинка завода - гусеничный трактор с облицовкой из пластика. Этот материал, посчитали конструкторы, идеален для рабочей машины: он прочный, не боится мороза, не ржавеет, помогает снизить вибрацию и шум. Еще одна гордость завода - дизель-электрический трактор ДЭТ-400, который имеет важную особенность. Электромашина, приводящая его в движение, работает не на постоянном, а на переменном токе, потому не боится влажной среды, что значительно расширяет сферу его применения. Идея создания такого бульдозера овладела умами изобретателей давно. Но дальше опытных образцов дело не пошло даже у ведущих мировых производителей. С техническими трудностями успешно справился лишь ЧТЗ.
- Нам удалось произвести сильную машину, которая прячет под капотом четыреста "лошадей", - рассказывает директор завода мощных тракторов Виктор Стародубцев. - Но это не единственное, что способно впечатлить даже искушенных бульдозеристов. Трактор управляется, как легковая иномарка с автоматической коробкой передач, что обеспечивает плавность хода и мгновенный реверс - движение назад, вперед. В то же время бульдозер получился необыкновенно скоростным, и конструкторам даже пришлось поубавить его резвый "запал".
На Челябинском тракторном заводе уже прошла испытания спутниковая система мониторинга, которая позволяет контролировать техническое состояние проданных предприятием машин. Сигнал через спутник поступает на завод с электронного блока, смонтированного на тракторе, и позволяет оперативно узнавать о неправильной эксплуатации, поломках, определять их причины на больших расстояниях.
Только в прошлом году "ЧТЗ-Уралтрак" вложил в модернизацию производства 1 миллиард 70 миллионов рублей, в 2008 году планируется потратить на техническое перевооружение уже 1,5 миллиарда. А долгосрочная программа на ближайшие годы предусматривает вложение 11,5 миллиарда! Успешную работу ЧТЗ ощущают бюджеты всех уровней: в 2007 году предприятие уплатило 1,9 миллиарда рублей налогов! А реализация продукции ЧТЗ по итогам года возросла на 70 процентов - и в рублях, и в единицах готовых машин. За три месяца 2008 года - вновь 52-процентный рост.
- Сочетание возможностей крупного промышленного предприятия и инициативы рыночного бизнеса - это секрет нашего успеха, - говорит Валерий Платонов. - На базе ЧТЗ создано более 160 юридических лиц. Из них порядка пятидесяти 100-процентные "дочки": железнодорожный, автотранспортный, строительный цех, типография, производство инструментов, резины. Есть структуры, которые арендуют площадь и выпускают свою продукцию - спецодежду, детские игрушки, пресс-формы, сельхозтехнику, запчасти, высокотехнологичные изделия. Свободные площади мы предоставляем малому бизнесу. На самом предприятии сегодня работают около 15 тысяч человек, а на его площадке - более 22 тысяч. Мы имеем примеры, когда частник за свои деньги покупает автоматическую линию, ставит ее на заводе, сдает в аренду, и мы вместе ее используем. Это лучший пример частно-государственного партнерства.
В ближайшие годы ЧТЗ станет еще более мощной машиностроительной корпорацией, которая объединит несколько производств. Первым несколько лет назад к нам "перебазировался" завод "Строммашина", производящий топливозаправщики для армии, сегодня это наше дочернее предприятие. С недавнего времени являемся 100-процентными владельцами ишимбайской машиностроительной компании "Витязь" в Башкортостане. Заходим на омский завод "Трансмаш" - будем восстанавливать. Сейчас налаживаем партнерские отношения с китайцами, американцами, чтобы вместе с ними делать экскаваторы, грейдеры и другие машины. Наша дилерская сеть, через которую осуществляется продажа техники, по праву считается одной из лучших.
ЧТЗ убедительно опровергает сомнения скептиков, которые не верят в способность отечественных машиностроителей производить конкурентоспособную продукцию. Производительность труда на заводе уже теперь в полтора раз выше, чем в среднем в машиностроении России. Правда, на 50 процентов ниже, чем в США. Но это для ЧТЗ - не заоблачная планка. Задача менеджмента - сделать Челябинский тракторный мировым брендом, передовым предприятием по уровню технологий и качеству.
Петр Сумин, губернатор Челябинской области:
- Видно, и это отрадно, что наш ЧТЗ находится в развитии. Сегодня он не просто работает, у него хорошие перспективные планы и твердый задел. ЧТЗ вновь стал градообразующим, системным предприятием. Команде Валерия Платонова уже тесновато в Челябинске: они активно работают в Свердловской области, пошли в Омск и на Алтай. Хорошо, что появились планы производства сельхозтехники…
Справка
1 июня 1933 года постановлением Правительства СССР Челябинский тракторный завод зачислен в состав действующих предприятий страны. За 74 года продукция с маркой ЧТЗ завоевала признание во многих странах за свою универсальность, надежность и неприхотливость. В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта, выпустив 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 17,7 миллиарда заготовок боеприпасов. Начиная с 1933 года по июнь 2007 года, на Челябинском тракторном заводе произведено 1 264 776 единиц тракторов и инженерных машин на их базе.
|
|